Сайт разработан в соответствии со статьей 29 закона «Об образовании в РФ»

Версия для слабовидящих

Сеть сайтов образовательных учреждений Республики Ингушетия sites.sokori.ru

Редактировать

Образовательные стандарты

 

 

                                                                                              Федеральные государственные стандарты второго поколения

 

Создание стандартов общего образования второго поколения, направленных на решение широкого комплекса проблем, – задача сложная и многоаспектная. Многие вопросы, связанные с разработкой, содержанием, принятием, введением в действие и оценкой исполнения требований стандарта, не ограничиваются рамками образовательного процесса, а естественным образом выходят в сферы политики, экономики и приобретают характер событий большой общественной значимости.

Главными принципами,лежащими в основе разработки стандартов второго поколения, являются:
          - открытость и демократичность представления основных подходов разработчиков и результатов реализации проекта, а также обсуждения вопросов, касающихся разработки стандартов, их утверждения и введения в действие;

- вовлечение в эту деятельность представителей профессионального сообщества - специалистов в области образования всех уровней и широких слоев общественности через систему специально организуемых с этой целью мероприятий;

- осуществление различных процедур согласования разрабатываемых проектов документов, дающих возможность проводить многократные корректировки и уточнения внутри отдельных компонентов стандарта на всех этапах его разработки;

- последовательное введение стандартов по ступеням общего образования, отдельным образовательным областям и их группам, позволяющее избежать «тиражирования» ошибок, а также исключить возможные риски, связанные с его реализацией в практике работы школы.

Авторы нового стандарта общего образования открыты к конструктивному диалогу и глубоко убеждены в том, что широкое обсуждение позволит сформировать общую платформу, представляющую собой консолидированную общественно-профессиональную позицию, на основе которой возможна разработка стандартов, удовлетворяющих требованиям семьи, общества и государства.

Стандарт первого поколения был разработан под руководством академиков РАО, сотрудников ГУ-ВШЭ Эдуарда Днепрова и Владимира Шадрикова и утвержден министром Владимиром Филипповым в начале 2004 года буквально накануне его отставки.

А уже в конце 2004 года Правительством России было принято решение о создании стандарта второго поколения, разработка которого началась в 2005 г.

 

В отличие от предыдущих разработок стандартов общего образования (2004 год, программы профильного обучения) на разработку образовательных стандартов второго поколения Министерство образования и науки Российской Федерации  определило пять лет.
 

По поручению Министерства образования и науки Российской Федерации и Федерального агентства по образованию координационным центром и основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования.

 

Группу разработчиков возглавил Александр Михайлович Кондаков – член корреспондент РАО, генеральный директор издательства «Просвещение», в конце 1990-х годов занимавший должность заместителя министра образования РФ.

В 1997-98 годах в ранге советника вице-премьера Олега Сысуева он участвовал в работе Комиссии по экономической реформе вместе с ректором ГУ-ВШЭ Ярославом Кузьминовым.

 

Коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы.

«В работе над стандартом участвует более 500 человек, из них более 400 – из РАО.

(Одна треть сотрудников РАО, так или иначе, привлечена»*(1500).

 

Образовательный стандарт, являющийся отражением социального заказа, рассматривается разработчиками проекта как общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством

представляет собой совокупность трех систем требований

      -     к структуре основных образовательных программ,

-          к результатам их освоения

-          условиям реализации,

которые обеспечивают необходимое личностное и профессиональное развитие обучающихся.

Принятые в конце 2007 года поправки в образовательное законодательство значительно расширили понятие стандарта.

Теперь в соответствии со статьей 7 закона «Об образовании» стандарт – это совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации (материальное оснащение, кадры и проч.).

Впервые государство берет на себя ответственность за условия, в которых работает школа. Проще говоря, если денег не хватает, нужно или снижать все остальные требования, или увеличивать финансирование.

Стандарт первого поколения решал важные, но все-таки локальные проблемы - например, сохранения единого образовательного пространства.

Функции стандарта второго поколения сильно изменились, их стало больше. Стандарт становится важнейшим средством выстраивания новой системы школьного образования, включая его цели, структуру и содержание, систему оценивания, образовательный процесс, условия и ресурсы (материальные, кадровые, учебно-методические и другие). Это значит, что создание нового стандарта потребует объединения усилий не только дидактов и методистов, как было раньше, но и психологов, физиологов, специалистов по экономике образования, образовательному праву и многим другим направлениям.

Создание стандарта неизбежно вберет в себя и профильное обучение, и ЕГЭ, и создание новой информационно-образовательной среды, и нормализацию нагрузки и многие другие проблемы, которые стоят сегодня перед нашей школой. Иначе говоря, это исследование должно приобрести по-настоящему комплексный, системный характер, обеспечить взаимосвязь и решение с единых позиций важнейших вопросов школьного образования.

Разработка новых госстандартов 2 поколения базируется на деятельностном подходе, разработанном в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я.Гальперина, В.В.Давыдова. Деятельностный подход не противостоит компетентностному подходу, а напротив интегрирует его лучшие достижения, как в  педагогической науке, так и  в практике обучения.

Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение  целей образования.

Если раньше цели определяли  как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня  целью обучения становится  общекультурное,  личностное и  познавательное  развитие учащихся. Именно деятельностный подход наиболее адекватно и полно раскрывает основные закономерности формирования новых психологических способностей человека, позволяет успешно проектировать образовательный процесс. В рамках деятельностного подхода признается, что развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения,  навыки и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих видов универсальных учебных действий, имеющих надпредметный характер. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Теперь по существу вопроса – предполагается ли менять содержание образования в предметах, в связи с введением новых госстандартов.

Изменение содержания образования – нормальный естественный процесс, отвечающий задачам совершенствования  образовательной системы. Необходимость обновления содержания связана с развитием науки и техники, развитием новых информационных технологий, социально-экономической трансформацией общества. Пересмотр целей образования в пользу всемерной реализации его развивающего потенциала требует соответствующего пересмотра, обновления и организации учебного предметного содержания.  
В первую очередь, фундаментальное ядро образования (инвариантное содержание учебных предметов) будет дополнено программой развития универсальных учебных действий – личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных. Функция универсальных учебных действий – обеспечить ключевую компетенцию учащегося – умение учиться.

Как известно, содержание учебных предметов – системность и обобщенность понятий, подлежащих усвоению, – задает и проектирует определенные качества мышления (эмпирическое или теоретическое), внимания (произвольное или непроизвольное), памяти (смысловая или механическая) и других психических процессов. Поэтому вторым направлением совершенствования содержания учебных предметов должны стать отбор и структурирование учебного содержания в соответствии с требованиями системности, выделения «единиц» учебного содержания и обеспечения учащихся методом познания соответствующей сферы предметной действительности.

Еще раз подчеркнем, что совершенствование содержания обучения – не аврал, не разовая акция, а общий принцип образования.  Эта задача не решается одномоментно, а требует длительной работы и  взвешенных решений.

Каким образом согласно стандартам второго поколения будет реализован на практике деятельностный подход к обучению?

Во-первых, деятельностный подход реализуется в самом определении целей образования, а значит в требованиях к результатам среднего образования. Цели образования выступают не в виде суммы «знаний, умений, навыков», которыми должен владеть выпускник, а в виде характеристик сформированности познавательных и личностных способностей. Деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в терминах ключевых задач и универсальных учебных действий, определяющих способность личности учиться, познавать, сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.
Во-вторых, Задачей современной системы образования становится не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, но и совокупности «универсальных учебных действий». В этом смысле универсальные учебные действия представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.
В-третьих, деятельностный подход реализуется в требованиях к содержанию учебных программ. Учебные программы должны предусматривать такую систему задач и средств их решения, которые обеспечили бы высокую мотивацию учеников и их интерес к предмету, формирование универсальных учебных действий, и, как следствие, усвоение системы знаний и формирование компетентностей.
В требования к организации обучения включены:

- организация учебной деятельности учащихся, включая развитие учебно-познавательных мотивов;
- выбор конкретных методов и приемов обучения, обеспечивающих полную и адекватную ориентировку ученика в задании;

- организация таких форм учебного сотрудничества, где была бы востребована активность и инициатива ученика.

Такая организация обучения обеспечит управление обучением и достижение поставленных образовательных целей.

 

Прочитать подробнее обо всем, что касается стандарта, и участвовать в его обсуждении можно на сайте http://standart.edu.ru

Ваши вопросы и предложения присылайте по адресу standart@school.edu.ru

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

                                                                                                «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор «СОШ №4»

ЦУРОЕВА А.С.

 

 

Программа работы с одаренными детьми

                                                               на 2014-2017 годы

 

Программа работы с одаренными детьми

Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных детей), ранней диагностики интеллектуальной одарённости, усиление научно – методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа : каждый ребёнок от природы одарён по своему.

Задачи:

- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;

- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно – коммуникативная адаптация);

- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).

Сроки

Мероприятия

Ответственные

Уровень

 Август

Сбор предложений по расширению возможностей реализации умственного потенциала детей в урочной и внеурочной деятельности.

 Разработка индивидуальных программ развития одарённых учащихся

 

 Зав. МО, зав. по УВР, учителя-предметники

(мотивированных) детей.

 школа

Сентябрь

Разработка плана работы с одаренными детьми на 2014/2015 учебный год, составление базы одаренных детей.

Работа  с одарёнными детьми (выявление умственного потенциала, стимулирование творческой активности и т.д. (тестирование и помощь учащимся  по необходимости в течение года)

классные руководители одарённых (мотивированных) детей, зам. по УВР

 

Октябрь

Планирование и подготовка проведения школьных туров предметных олимпиад

Проведение школьного тура предметных олимпиад

Участие в предметных молодежных чемпионатах.

зам. по УВР , учителя-предметники

 

 

 

 

 

 школа

Ноябрь

Участие в предметных чемпионатах по  математике,

обществознании,   информатике

 Участие в предметных школьных олимпиадах – районный тур.

руководители МО, учителя русского языка и литературы

руководители МО, учителя математики и информатики

 

 Школа

 

Район

 

Декабрь

Участие в предметных школьных олимпиадах – районный тур.

руководитель МО, учителя  предметники

 Школа

район

Конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех (с учётом плана округа)

руководители МО, учителя русского языка и литературы

школа

Продолжение участия в предметных  республиканских олимпиадах

руководители МО, учителя-предметники, зам. по УВР

Район

школа

Январь

Продолжение участия в конкурсах

Зам.по УВР , педагог организатор

 Школа

 

Февраль

Участие- в месячнике  по военно- патриотическому воспитанию

Преподаватель  ОБЖ

 

Участие в предметных чемпионатах

 

Учителя предметники

район

Март

Декадник по географии и экономике

руководитель МО, учителя географии, экономики

Школа

 

Выставка детского творчества  (с учётом темы защиты проекта)

 учитель ИЗО, труда, руководитель МО, зам. по УВР

Школа

 

Апрель

 

 

 

 

 

Подготовка и проведение фестивалей, посвящённых празднику родного языка

руководители МО, учителя - предметники, зам. по УВР

школа

Защита школьных проектов, участие в городской конференции проектной деятельности учащихся 1-11 классов

 руководители МО, учителя - предметники, зам. по УВР

Школа

 

Май

Анализ результатов школьных, районных, республиканских олимпиад

 руководители МО, учителя - предметники, зам. по УВР

Школа

 

Акция  «70- летию со Дня Победы посвящается»

 Классные руководители, зам. по УВР

 Школа

 

Анализ предоставляемых школой возможностей развития одарённых детей

Директор, зам. по УВР, руководители МО, учителя - предметники

Школа

 

 

Программа «Одаренные дети»

2014-2016 гг.

Пояснительная записка.

1. Выявление одаренных детей.

В ГКОУ « СОШ №4» выявление одаренных детей начинается при поступлении в 1 класс и в дальнейшем в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными в разных областях и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности школы. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Условно мы выделяем три категории одаренных детей:

2. Принципы работы педагога с одаренными детьми:

3. Цели работы с одаренными детьми

 

 

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития.

II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах, отчитываются о своих победах в январе – на Рождественском бале, где подводятся итоги прошедшего года.

Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы ОУ.


Программа работы с одарёнными и талантливыми детьми


Мероприятие

Сроки

Исполнители

1

Внедрение проблемно- исследовательских, проектных и модульных методов обучения, развивая непрерывно у учащихся творческое и исследовательское мышление

2014-2016

Методсовет, 

2

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы. Выявление одаренных детей.

Ежегодно

ШМО начальной школы

3

Совершенствование деятельности одаренных детей
Создание нормативной и методической базы.

Организация исследовательской деятельности в гуманитарной, эстетической, военно-спортивной, экологической, общественной секциях

2014-2016
2014

ежегодно

Зам по УВР, учителя предметники

4

Участие школьников во Всероссийских конкурсах-играх «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Золотое руно».

ежегодно

Учебная часть, учителя-предметники

5

Участие школьников в городских, краевых, Всероссийских предметных олимпиадах, конкурсах, смотрах, конференциях.

ежегодно

Методсовет, учебная часть

6

Организация психолого-педагогического просвещения родителей талантливых и одарённых школьников

ежегодно

методсовет

7

Подготовка психолого-педагогических характеристик на каждого одарённого школьника, для разработки индивидуальной программы обучения

  • Выявление учащихся в 1-4, 5-9,10-11 кл., составление диагностической карты
  • Разработка программ и планов индивидуальной работы с детьми
  • Проведения занятий с детьми
  • Отработка форм, методов, приёмов работы
  • создание мониторинга результативности работы с одарёнными детьми

2014-2016

Зам.дир. по УВР

Учителя –предметники
Классные руководители

 

 

План работы с одаренными детьми

Целевая установка в работе с одаренными детьми:
Уделять особое внимание психолого-педагогической поддержке одаренных детей, ранней диагностике интеллектуальной одаренности, усиление научно-методического сопровождения по данному направлению; исходить из принципа: каждый ребенок от природы одарен по-своему.


п/п

Содержание работы

Дата проведения

Ответственные

1.

Корректировка состава школ олимпиадного движения по учебным предметам

сентябрь-октябрь 2012 года

Зам дир.по УВР
учителя-предметники

2.      

Продолжить занятия с одаренными

с 1 октября 2014года

Учителя предметники

3.      

Участие в предметной республиканской олимпиаде

ноябрь-март

Зам.дир. по УВР

Учителя предметники

4.      

Традиционное участие в международных олимпиадах «Кенгуру», «Русский медвежонок»

по графику

Классные руководители

5.      

Организация участие школьников в районных  олимпиадах

 

Зам дир. по УВР

Учителя предметники

6.      

Разработка детализированных программ  индивидуальной работы с одаренными учащимися. 

до 1 сентября 2014 года

учителя-предметники,

7.      

Круглый стол «Личностные проблемы одарённого ребёнка и пути их преодоления» (по результатам диагностики)

декабрь 2014 года

Зам дир. по УВР и по ВР

 

8. 

Диагностика готовности учителей к работе с одаренными детьми.

сентябрь 2014 года

Зам. Директора по УВР и ВР

9. 

Работа лагеря для одаренных детей в каникулярное время

в период каникул

Администрация

10. 

Рейтинг-конкурсы «Ученик года»,   «Лучшая семья года»

апрель-май

Администрация

Психолого-педагогическое и методическое сопровождение одаренных детей

11. 

Организация непрерывного повышения квалификации педагогов, работников с одаренными детьми

с 1 октября 2014 года

Зам дир. по УВР иВР

12. 

  • Продолжение постоянно действующего семинара для педагогов  школы«Инвариантные условия работы с одаренными детьми».
  • Развитие познавательных стратегий учащихся на I ступени обучения.
  • Социальная адаптация одаренных детей.
  • Роль семьи в развитии познавательных стратегий одаренных детей. Система работы педагога-психолога с родителями одаренных детей.
  • Возможности, потребности и проблемы одаренных детей в обучении

сентябрь-май

Администрация

13. 

Обновление страницы сайта «Виртуальная школа для одарённых детей»

на протяжении учебного года

Зам. Дир. по УВР и ВР

14. 

Мониторинг динамики работоспособности, функционального состояния и состояния здоровья одаренных учащихся.

постоянно

Учителя-предметники

15. 

Создание портфолио одаренных детей.

в течение года

Зам дир. по ВР и УВР

Классные руководители

16. 

Создание банка нестандартных заданий по предметам

в течение года

Учителя предметники

17. 

Распространение эффективных практик по работе с одаренными детьми среди учителей района в СМИ

апрель-май

Администрация

18. 

Проведение внутришкольного  конкурса «Одаренный ребенок-2014»(3 этапа)

ноябрь- март

Заместители директора

Учителя предметники

Классные руководители

 

 

 

Содержание Программы развития школы.

 

 1. Паспорт Программы развития на 2014- 2017 годы.

                         

 2. Законодательная база для разработки Программы развития.

                         

 3. Актуальность Программы.

                         

 4. Проблемы и способы их решения.

                         

 5. Цель Программы, миссия школы.

                         

 6. Основные задачи Программы.

                         

7. Основные направления реализации Программы развития школы.

 

 8. Сроки, этапы реализации Программы.

                         

 9. Управление Программой.

                         

10. Финансовое обеспечение Программы.

                         

11. Принципы реализации Программы.

                         

12. Ожидаемые результаты реализации Программы развития.

 

13. Контроль исполнения Программы развития.

 

14. Приложение.

 

 

                         

                         

                         

                         

                         

                         

                         

                         

                         

                         

                         

                         

                         

                        1. Паспорт программы развития ГКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 г.Назрань» на 2014-2017 годы.

 

Название программы

«Открытость. Качество. Устойчивое развитие»

Основание для разработки

программы

развития

( законодательная база)

Конституция Российской Федерации.

Концепция модернизации Российского образования

ФГОС

Закон РФ «Об образовании».

Закон РФ «О правах ребенка».

Конвенция о правах ребенка.

Положение об учреждении, которое обеспечивает получение общего среднего образования.

Устав школы.

Исполнители программы

Администрация школы, педагогический коллектив, учащиеся, родительская общественность

Сроки реализации программы

Сентябрь 2014 год – август 2017 год

Финансовое обеспечение

программы

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: федеральный бюджет, местный бюджет, дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, добровольные пожертвования).

Профессиональный состав участников проекта программы,

их численность

Директор школы : Цуроева А.С.

Заместитель директора по УВР – Кодзоева З.А.

Заместитель директора по УВР по начальному обучению – Шадыжева Пятимат Хаматхановна

Заместитель директора по ВР – Гетагазова Х.А.

Члены методического совета, педагогический коллектив школы.

Управление программой

Управление реализацией программы осуществляет методический совет школы и другие структурные подразделения школы, реализующие задачи Программы.

Система организации контроля за выполнением программы

Годовой план учебно-воспитательной работы школы;

планы работы  школьных методобъединений, подпрогаммы развития школы

 Ежегодный публичный отчет по выполнению программы перед родителями и педагогическим коллективом (размещается на сайте школы)

Принципы

реализации программы:

Информационная компетентность участников образовательного процесса в перспективах развития школы.

Программно-целевой подход, предполагающий единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы.

Вариативность, предполагающая различные варианты осуществления действий по реализации программы развития. Включение всех субъектов образовательного процесса в решение задач программы.

Реализация программы основывается на едином документообороте. В основе деятельности педагогов – индивидуально-дифференцированный и гуманный подход к учащимся.

Адрес организации,

где выполняется программа

  общеобразовательное учреждение  «СОШ № 4 г.Назрань»

 

 

 

2. Законодательная база для разработки программы развития.

                        Конституция Российской Федерации.

                        Концепция модернизации Российского образования.

                                национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»

                         Концепция  ФГОС второго поколения

                        Закон РФ «Об образовании».

                        Закон РФ «О правах ребенка».

                        Конвенция о правах ребенка.

                        Положение об общеобразовательном учреждении.

                        Устав школы.

 

3. Актуальность Программы развития школы.

 

Разрабатывая программу развития, каждое образовательное учреждение стремится соответствовать требованиям времени, в которое живет, месту, в котором находится и потребностям людей в получении образовательных услуг. 

Главная задача сегодняшней школы – противостоять деградации общественной жизни, пробудить у молодого поколения чувство взаимопонимания, доверия, сотрудничества. Школа призвана воспитать инициативную личность, способную творчески мыслить и находить нестандартные решения.

Следовательно, ключевой характеристикой школьного образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Современная школа должна удовлетворить заказ государства, общества и выйти на новое качество образования.

 

Под новым качеством образования понимается достижение обучающимися таких образовательных результатов, которые позволят им быть успешными в получении профессионального образования и, в дальнейшем, - востребованными на рынке труда, умеющими решать моральные проблемы межличностного и социального общения.

 

Программа развития школы – это стремление коллектива найти себя в новых социально – экономических условиях, лучше осознать свой потенциал и свои возможности.

 

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» названы приоритетные направления модернизации школьного образования, являющиеся актуальными как  социальный заказ, актуальные,  в частности для ГКОУ «СОШ № 4 г.Назрань», и  именно поэтому определенные  стратегическими  для формирования целей и задач деятельности учебного заведения на дальнейшем этапе планирования учебно- воспитательного процесса в школе:

 

1.Обновление образовательных стандартов, которые позволят обучающимся получить возможность раскрыть свои способности, совершенствоваться в высокотехнологичном конкурентном мире.

 

Педагогическая и управленческая деятельность в школе   осуществляются в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. ;

Изучена образовательная среда школы с точки зрения ее соответствия  требованиям ФГОС  и определения необходимых изменений. В школе создана рабочая группа по внедрению ФГОС  

- нормативно- правовая база приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т.п.);

- разработана и утверждена ООП НОО ОУ;

- определена оптимальная для реализации  модель организации образовательного процесса, обеспечивающего организацию внеурочной деятельности обучающихся.

- запланирован план методической работы, обеспечивающий сопровождение введения ФГОС на теоретическом,  проектировочном, практическом, аналитическом, теоретическом уровнях;- обеспечены  кадровые, финансовые, материально- технические  и иные условия  реализации ООП НОО ОУ  в соответствии  с  требованиями ФГОС.

организовано   усовершенствование системы управления  и нормативно- правовой базы ОУ, обеспечение действенного организационного механизма деятельности всех структур  и повышения  эффективности деятельности администрации по введению ФГОС.

Весомое значение в реализации программы в нашей школе  приобретает внеаудиторная занятость обучающихся  по формированию духовного и нравственного развития и воспитания подрастающего поколения- реализуются программы  гражданско- патриотического, художественно- эстетического  направлений деятельности  системы внеклассной работы  и дополнительного образования.

 

2 Духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся становится насущной задачей современности

В школе накоплен богатый  опыт организации внеклассной и внеурочной деятельности обучающихся по гражданско- правовому  и патриотическому воспитанию  обучающихся. с 2008 года ведутся элективные курсы для предпрофильной подготовки.

На базе школы проводятся районные и республиканские семинары учителей по гражданско- патриотическому воспитанию учащихся в урочной и внеурочной деятельности.

Бесспорным достоинством является наличие системы дополнительного образования художественно- эстетического направления:  с 2010 года ведется программа дополнительного образования «Юный эколог»,  национальные  танцы, фольклорные танцы, театральный кружок.

Накопленный опыт требует обобщения и дальнейшей реализации.

 

3. Развитие учительского потенциала посредством внедрения системы моральных и материальных стимулов для сохранения в школе лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации, а также для пополнения школы новым поколением учителей.

 

За годы работы в школе накоплен положительный опыт организации образовательного процесса и сложился стабильный педагогический коллектив. Немало молодых специалистов. На данный момент в школе работает 70 педагогов , 87% педагогов имеют высшее образование.

В рамках Приоритетного национального проекта «Образование»  педагог школы является призером  Конкурса на получение денежного поощрения лучшими учителями, один педагог «Учитель Юнеско», 8            учителей        имеют звание                       «Почетный    работник»,     имеется педагог с     Золотым орденом         «Сердце         отдаю детям».

 

 

4. Развитие школьной инфраструктуры, которая должна отвечать современным представлениям комфорта и безопасности, обеспечивать взаимодействие школы с организациями все социальной сферы: учреждениями культуры, здравоохранения, спорта, досуга и прочие.

 

региональная организация «Единая Россия», Республиканский ЦТДЮ, Министерство спорта и туризма, Министерство культуры РИ, Политехнический колледж г.Назрань, ПТУ г.Назрань.

 

Определение связей школы с школами № 3 ст.Кущевской Краснодарского края,, гимназией №1 г.Костомукши Карелия,  позволяет обмениваться опытом и корректировать планы организации УВП в школе, Близость дошкольных учреждений  (ДОУ № 5,6,3) реализует принцип преемственности «детский сад - школа»

 

 

5. Оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся.

 

 В школе высокие показатели успешности обучающихся в районных, городских, республиканских соревнованиях; много направлений кружковой деятельности, спортивные секции. 

Оптимизация образовательного процесса включает и   поддержку талантливых детей. В школе  создается  среда для проявления и развития способностей каждого ребенка, стимулирования и выявления достижений одаренных ребят посредством расширения системы олимпиад, конкурсов, конференций, семинаров учащихся, формирования ученических портфолио.

           

Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными, востребованными  и имеющими определенный опыт реализации участниками образовательного процесса (учителями, обучающимися, их родителями).

 

Мы видим свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором будут созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Наша школа придерживается традиционной системы обучения, опирается на выполнение основных задач образования, обозначенных в Законе РФ «Об образовании».  Деятельность ОУ  обусловлена новыми требованиями, определяемыми государственной политикой в сфере образования, стандартами нового поколения в контексте государственной политики в сфере образования,  Проектом «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»,  концепции духовно- нравственного развития  воспитания личности гражданина России; формирования культуры здорового образа жизни. 

 

Психологическими основами  образовательной деятельности - психологическое сопровождение педагогического процесса, психолого- педагогическое сопровождение  развития ребенка; психологические основы овладения учащимися универсальными учебными действиями.   Педагогические основы образовательной деятельности – личностно- ориентированные педагогические технологии,   здоровьесберегающие технологии в образовании, информационно- коммуникационные технологии в образовании.

Школа выполняет государственный заказ, содержание которого определяется нормативными документами, в первую очередь ФГОС нового поколения.

 

Работа педагогического коллектива по формированию нового «лица» школы,  считаем,  должна осуществляется с учетом ориентации на конкретный социальный заказ.

Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к обучающимся ко времени окончания им школы.

Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

                        государство;

                        учащиеся;

                        родители учащихся (законные представители);

                        педагогическое сообщество.

 

С точки зрения государства, «…главными результатами школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого, но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности. При этом необходимо учитывать возрастные особенности и отличия в организации начальной, основной и старшей школы (НОИ «Наша новая школа»).

 

Родители учащихся нашей школы, по результатам анкетирования , бесед на общешкольных родительских собраниях,  при индивидуальном общении выражают пожелание, чтобы школа обеспечила:

                        возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;

                        качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

                        начальную профессиональную подготовку учащихся третьей ступени школы;

а так же чтобы школа создавала условия для:

                        удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;

                        формирование информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;

                        сохранения и укрепления здоровья детей.

 

Обучающиеся хотят, чтобы в школе:

                        было интересно учиться;

                        имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;

 

была возможность получить качественное среднее образование и начальную профессиональную подготовку;

имелись условия для освоения современных информационно- коммуникационных  технологий.

 

Педагоги ожидают:

создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления   профессиональной деятельности;

 владение ИКТ, современными  образовательными технологиями; 

улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

                        создания условий для творческого самореализации в профессиональной деятельности.

 

Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами выявлены те потенциальные результаты,  достижение которых может быть базой реализации программы развития школы: 

                        модернизация содержательной и технологической, материально-технической сторон образовательного процесса в школе.

                        создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса, содействующих, нравственно- эстетическому гражданско- патриотическому развитию и воспитанию обучающихся;

                        создание открытого информационного образовательного пространства:

                        внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения обучащихся.

                        реализация  компетентностного метода обучения при внедрении ФГОС нового поколения в ОП.

Данные направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделение частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Результаты в развитии школы по данным направлениям будут являться показателем достижения нового качества образования.

 

4. Проблемы школы и способы их решения.

Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения.

              Много семей, находящихся в сложных социальных условиях: неполные семьи, неблагополучные, в основном , с невысоким уровнем доходов; близость рынка объясняет обучение в школе детей из семей мигрантов, есть дети- инофоны, не владеющие и слабовладеющие русским языком. По данным социального паспорта на начало  2014 года  насчитывается  20 неполных семей (70 детей), 110 малообеспеченных семьи (119 ребенка), 80 многодетных семьи( 110 детей).

Но увеличивается количество родителей, имеющих высшее образование, 1/3  часть родителей школы имеют только основное общее и среднее (полное) образование.

  Позитивная демографическая ситуация вызывает определенные трудности  с обеспечением классов- комплектов учебными кабинетами, преподавателями, что предполагает высокий уровень нагрузки преподавателей в период действия программы развития школы. Перегруженность учителей  неблагоприятно сказывается как на здоровье педагогов, так и на их профессиональной  творческой самореализации

 Особого внимания требует сохранение и развитие здоровья обучающихся- физическое, духовно- нравственное.

К проблемам следует отнести и низкий уровень обеспечения материально- технической базы учебного заведения в предыдущие годы.

Часть проблем может быть решена в ГКОУ «СОШ № 4 г.Назрань» в  ходе реализации  программы развития школы. Называя эти проблемы,  определяем способы их решения:

 

Проблемы школы

Способы решения

1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях реализации ФГОС второго поколения, современных  методах обучения

 

Постоянно совершенствуемая  материально- техническая база школы  не в полной мере соответствует  современным требованиям к организации условий внедрения ФГОС второго поколения в УВП школы

Необходимо создание такой информированности пространства в школе, которое будет содействовать повышению информированности педагогов о реализации ФГОС второго поколения,  их профессиональной компетенции.

 

Систематическое улучшение МТБ школы

 

Необходимость постоянного  повышения квалификации преподавательского состава ОУ

Повышение квалификации учителей Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в рамках ОУ

Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования

инновационных технологий обучения

Апробация и внедрение современных образовательных технологий, составленных с учетом здоровьесбережения обучающихся

 

Необходимость сохранения и развития здоровья учащихся и учителей

Создание  и реализация здоровьесберегающих подпрограмм программы развития школы

2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства

Недостаточная готовность части учителей работать в условиях введения требований ФГОС нового поколения

Организация постоянно действующего семинара «Методологические основы  введения ФГОС нового поколения в УВП школы»; разработка и реализация индивидуальных программ  деятельности, направленной на реализацию программы развития школы; научно-педагогическое сопровождение учителя в ходе

реализации  ФГОС нового поколения

Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогической психологии и частных методик

Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов Повышение методического уровня педагогов через участие в семинарах, курсах повышения квалификации, создание программ исследований

Преобладание субъект-объективных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества

Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога

 

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления инициатив

Унификация как содержания, так и формы деятельности обучающихся, ориентация на «среднего» ученика

Внедрение современных образовательных  технологий

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности  обучающихся, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности

Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, развитие критического мышления  обучающихся на уроках; реализация программ гражданско- патриотического развития и воспитании обучающихся

Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений обучающихся

Создание системы оценивания  в школе, оценка  результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенции и личностных качеств, приобретенных обучающимися

Недостаточная направленность образовательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информативной, гражданской и др.

Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в условиях социума

Недостаточность инфраструктуры, обеспечивающей потребность обучающихся в получении дополнительного образования художественно-эстетического направления

Создание системы дополнительного образования художественно- эстетического цикла

в  профессиональной реализации преподавателей

Затруднение свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы

Внедрение вариативных программ, учебников, технологий, расширение спектра образовательных услуг

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика

Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика

3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

Недостаточная готовность учителей к использованию в образовательном процессе информационных технологий

Прохождений учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

Недостаточность, в соответствии с быстрым развитием ИКТ В ШКОЛЕ, необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся

Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников

Отсутствие программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс

Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий. Использование ресурсов глобальной информационной сети

Создание в школе системы дополнительного образования, ориентированной на освоение населением (родителями) персонального компьютера и современных информационных технологий

Низкий уровень информационной культуры населения, связанной с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети

Использование возможностей школы для предоставления свободного доступа населения к глобальной информационной сети

4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся

Недостаточная подготовленность учителей по вопросам укрепления здоровья обучающихся

Повышение информированности и технологической грамотности учителей и обучающихся в вопросах здоровьесбережения

Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогического и медицинского персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья обучающихся

Разработка системы критериев и показателей качества медико-социально-психолого-педагогического.

Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберегающего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие обучающихся

Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни обучающихся

Повышение  психологической службы школы, участие в решении задач, стоящих перед педагогическим коллективом

Повышение методического уровня педагогов через участие в семинарах, курсах повышения квалификации, создание программ исследований

Отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся

Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и методического материала по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофильной подготовки  

     
 

 

 

 

5. Цель программы.

Целью программы является:

                        определение общей стратегии развития образования, определение роли и места школы в образовательном пространстве;

                        приведение системы образования в школе в состояние, адекватное потребностям социума и современной обстановки в обществе;

                        создание воспитательно-образовательной среды, способствующей художественно- эстетическому, нравственному и физическому развитию, социализации и самоопределению всех категорий обучающихся; повышение адаптивных возможностей и формирование конкурентоспособности как качества личности учащихся.

 

Миссия и ценности школы в условиях инновационного развития.

Наша школа – это открытое пространство для развития потенциальных возможностей и самореализации детей и взрослых. Предназначение школы – дать каждому обучающемуся возможность найти и выразить себя в соответствии со своими  способностями.

Наша миссия – формирование образованной личности, способной к преобразованиям различных сфер жизнедеятельности с учетом ее собственных потребностей и меняющихся условий жизни. Воспитание ученика, готового к заботе о своем здоровье и здоровье окружающих его людей, владеющего здоровьесберегающими технологиями.

Наше предназначение – создание морально-психологического комфорта для участников образовательного процесса, подготовка обучающихся к выбору, в который человек включен на протяжении всей своей жизнедеятельности; обеспечение организационно-педагогических условий для повышения общей и художественно-эстетической культуры учащихся. Формирование духовно  и нравственно развитой  , физически здоровой, творчески мыслящей личности, ориентированной на выбор профессии, способной в последующем на участие в духовном и экономическом развитии общества.

 

6. Основные задачи программы.

                        Обеспечение прав ребенка на качественное образование.

                        Реализация преемственности в сфере образовательных подсистем предоставляющих каждому обучающемуся реальные шансы для достижения более высоких и стабильных результатов в обучении, обеспечивающих поступление в ВУЗ и раскрытия индивидуальных особенностей личности каждого ребенка.

                        Построение образовательной практики с учетом  реализации художественно- эстетических  индивидуальных потребностей обучающихся.

                        Содействие повышению роли семьи в воспитании детей.

                        Формирование культуры здорового образа жизни.

                        Развитие ресурсного потенциала (материально-технического, кадрового, научно-методического) школы.

 

В основу учебно-образовательного процесса педагогический коллектив закладывает следующие принципы:

                         гуманизации образования, предполагающие  индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;

                        демократизации управления школой и взаимоотношений учительского и ученического коллективов;

                        преемственности в обучении, когда изучаемые понятия получат в дальнейшем свое развитие и обогащение.

 

Вышеперечисленные принципы, лежащие в основе построения образовательной политики школы, сориентированы:

                        на личность ребенка и создание в школе условий для развития его способностей и внутреннего духовного мира;

                        на свободное сотрудничество педагогов и обучающихся, учащихся друг с другом, педагогов и родителей;

                        на целенаправленное взаимодействие содержания образования по всем учебным предметам, обеспечивающим гармонизацию в развитии интеллектуальной, эмоциональной и волевой сферы каждого обучающегося.

 

Гуманистическая парадигма состоит в том, что, с одной стороны, содержание образования определяется государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и средств организации учебно-воспитательного процесса.

 

7. Основные направления реализации программы развития школы.

Направление 1. Обеспечение перехода на стандарты второго поколения. Обновленное содержание образования.

 

Цель: Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост обучающихся и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

 

 

Задача

Условия решения поставленных задач

1. Обновление содержания школьного образования

Внедрение ФГОС в начальной школе.

Изучение требований ФГОС  на педагогических советах. Обеспечение реализации ФГОС на кадровом, управленческом, материально- техническом уровнях

2. Внедрение инновационных образовательных технологий

Изучение и апробация современных образовательных технологий. Организация педагогических советов по ознакомлению с инновационными технологиями

 

3.Внедрение новых способов оценивания учебных достижений обучающихся

Определение и описание критериев измерения учебных достижений обучающихся.

Разработка способов оценивания учебных достижений обучающихся  школы.

Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений обучающихся.

Включение в содержание обучения методов самоконтроля и саморефлексии.

Приведение в соответствие требованиям и процедуре единого экзамена, форм и методов текущей и итоговой аттестации школьников.

Разработка требований к организации объективной системы текущего контроля, адекватной специфике старшей школы.

 

 

 

 

Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса.

 

Цель: Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций обучающихся и профессиональной компетентность педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

 

 

Задача

Условия решения поставленных задач

1. Осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей

Организация курсов повышения квалификации педагогов, направленных на разработку проектов социальной и профессиональной направленности.

Проведение в рамках школьных методических объединений разноуровневых и интегральных курсов.

2. Совершенствование научно-методической службы школы

Совершенствование системы внутришкольного контроля, диагностирование проблем и точка роста. 

Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений и их защита.

3. Научно-психологическое сопровождение деятельности учителя

Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов.

Изучение, обобщение методических рекомендаций по организации и психолого-педагогическому сопровождению внедрения художественно- эстетического направления в УВП в школе (учащихся и педагогов).

Организация и проведение совместно с членами педагогического коллектива комплексного мониторинга воздействий  инновационной работы в школе на здоровье, психофизиологические показатели, психолого-педагогические характеристики обучающихся.

Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.

 

4. Внедрение современных образовательных технологий

Внедрение технологий  развивающего обучения, проблемного, проектного обучения.

Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном процессе посредством внедрения вариативных программ, учебников, технологий. Организация внеклассной и внеурочной деятельности школы в художественно- эстетическом направлении.

Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика.

5. Целенаправленное формирование ключевых компетенций

Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной

Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру.

Повышение воспитательного потенциала обучения, направленного на формирование  духовно и нравственно развитой личности обучающегося.

Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях.

Развитие форм детского самоуправления. Разработка и внедрение модели «Школа полного дня»

 

 

 

Направление 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства.

 

Цель: Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для обучающихся. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.

 

 

 

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Подготовка учителей к использованию информационных технологий в образовательном процессе и формированию функциональной информационной грамотности обучающихся  школы

Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий.

Внедрение информационных технологий в образовательную практику.

Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности обучающегося

2. Создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение в глобальное информационное пространство

Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.

Укрепление и совершенствование технического оснащения образовательного процесса.

Создание банка программно-методических материалов.

Подбор мультимедиа-программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы.

Использование ресурсов глобальной информационной сети в образовательном процессе.

Разработка авторских мультимедийных пособий.

 

 

 

Направление 4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения обучающихся.

 

Цель: Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Создание службы медико-социально-психолого-педегогического сопровождения учащихся

Разработка и реализация комплесной программы построения здоровьесберегающей среды школы.

2. Мониторинг динамики психофизического развития учащихся и условий для развития здоровья обучающихся

Разработка системы критериев и показателей качества медико-социально-педегогической работы по реализации здоровьесбережения. Организация мониторинга состояния здоровья обучающихся

3. Внедрение технологий здоровьесберегающей среды в школе

Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни обучающихся (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и т.д.).

Пропаганда здорового образа жизни среди обучающихся, их родителей, педагогов.

 

4. Разработка технологий медико-социально-педагогического сопровождения

Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей. Создание благоприятной психологической среды в образовательном учреждении.

Формирование у обучающихся и воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию.

Профилактика и преподавание отклонений в психологическом здоровье обучающихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников)

 

5. Создание системы медико-социально-психолого-педагогического сопровождение учащихся в ходе профильной подготовки

Изучение потребностей учащихся и запросов их семей .

Создание психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям обучения в старшем звене.

Разработка пакета диагностических методик и методических материалов организации психолого-педагогического тьюторского сопровождения учащихся.

Осуществление профориентации и профессионального самоопределения с учетом состояния здоровья и

 

 

 

Реализация Программы развития школы будет осуществляться посредством комплексной и поэтапной реализации представленных направлений, которые реализуются через конкретные проекты – подпрограммы:

                        «Управление качеством образовательного процесса»

                        «Информатизация образовательного процесса»

                        « Воспитание гражданина»

                         « Красота спасет мир»

                        «Образование и  здоровье»

 

Именно эти подпрограммы являются актуальными для нашей школы и отражают основные направления развития образования.

 

 

 

 

Подпрограмма

Основная цель подпрограммы

«Управление

качеством образовательного процесса»

Создание условий для повышения профессиональной компетентности каждого учителя (разработка и внедрение в практику преподавания эффективных технологий). Формирование и развитие творческого потенциала личности учителя и учащегося, ориентация на личностно ориентированное, индивидуальное обучение обучающихся и рост профессионального мастерства учителя через модернизированную модель методической службы. Внедрение ФГОС в начальной школе. Улучшение материально-технической базы школы.

 

«Информатизация образовательного процесса»

Создание информационной образовательной среды. Интеграция информационно-коммуникационных технология в образовательный процесс. Формирование коммуникационной и информационных компетенций.

«Воспитание гражданина»

Создание благоприятных условий для раскрытия и самораскрытия, развития и саморазвития, реализации и самореализации познавательных и творческих способностей обучающихся. Повышение профессионального мастерства классных руководителей.

«Образование и здоровье»

Создание условий, направленных на укрепление здоровья и привитие навыков здорового образа жизни. Формирование осознанного отношения к своему здоровью и физической культуре. Достижение допустимого уровня здоровья и здорового образа жизни. Обучение приемам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

 

«Красота спасет мир»

 

 

 

 

Создание условий для самоутверждения, самореализации и всестороннего развития личности обучающихся разного возраста и уровня подготовки.

 

 

Таким образом, комплексная реализация вышеизложенных подпрограмм, системное развитие содержания образования, образовательного процесса, процесса управления, кадрового потенциала в школе позволит в течение 4 лет перейти на новую организационную и содержательную модель образования – «Школа- современное, комфортное и безопасное образовательное пространство»

 

 

 

8. Этапы реализации Программы развития школы:

 

1 этап. Подготовительный (аналитический и методологический 2014-2015 учебный год):

Общественное обсуждение и экспертиза разного уровня, утверждение окончательного варианта Программы. Обеспечение необходимых ресурсов для основного этапа реализации Программы. Выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации образования.

Цель этапа – создание условий для отбора, систематизации и формирования банка дидактических и методических материалов, обеспечивающих содержание образования во всех образовательных областях школьного учебного плана и отбор соответствующих содержанию образования педагогических и информационных технологий, способствующих реализации основных положений концепции.

 

Основные задачи этапа и направления деятельности:

В системе управления:

Конструирование оптимального учебного плана с учетом обозначенных перспектив и приоритетов.

Обновление содержания, организационных и методических условий для деятельности профессиональных объединений педагогов (методических кафедр).

Совершенствование системы образовательного мониторинга, создание баз данных.

В содержании образования:

Обеспечение условий реализации образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на основе конструирования оптимальной модели школьного учебного плана.

Обеспечение условий получения вариативного, непрерывного образования с учетом запросов учащихся.

В содержании обучения:

Корректировка дидактических и методических материалов с учетом выбранных методов и средств реализации образовательных областей школьного учебного плана.

Определение оптимального сочетания методов, форм и способов организации познавательной деятельности обучающихся в целях усвоения базисного компонента содержания образования, ориентированного на индивидуальные особенности личности обучающегося.

Обеспечение условий для развития индивидуальных способностей обучающихся в процессе их учебной деятельности.

Формирование на уровне профессиональных объединений педагогов, системы объективного оценивания уровня подготовки обучающихся.

В процессе воспитания:

Отбор инструментов для отслеживания уровня сформированности качеств личности учащихся.

Отбор форм воспитательной работы, направленной на создание комфортных условий пребывания в образовательном учреждении.

В методическом обеспечении:

Обновление содержания работы методических объединений.

Внедрение разнообразных форм методической работы в профессиональные объединения педагогов, обеспечивающих развитие профессионально-педагогических качеств учителя.

Отбор оптимальных современных педагогических технологий для проведения уроков с использованием информационных технологий.

В развитии материально-технической базы:

Учебно-методическое и дидактическое оснащение преподавания, и оформление предметно-пространственной среды школы.

Оснащение ОУ средствами компьютерной техники нового поколения.

 

 

2 этап. Основной этап (деятельностный,  2015-2017 учебные годы):

Реализация ведущих направлений Программы. Осуществление промежуточного контроля их реализации Переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.

 

Цель этапа – создание условий для апробации сформированного учебно-методического и дидактического комплексов, обеспечивающих реализацию содержания образования на всех уровнях обучения, в соответствии со структурой школьного учебного плана и анализ педагогических технологий, соответствующих содержанию образования, способствующих реализации основных положений концепции.

 

 

Основные задачи этапа и направления деятельности:

В системе управления:

Анализ результатов, полученных на первом этапе реализации программы развития.

Развитие образовательного мониторинга с целью обеспечения системы внутришкольного управления качеством образования.

Корректировка организационной структуры управления в соответствии с концепцией развития.

Организация взаимодействия администрации и педагогического коллектива с внешними инвесторами, родителями с целью получения спонсорской помощи.

В содержании образования:

Повышение качества начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на основе реализации принципа доступности, преемственности, вариативности, профилизации.

В содержании обучения:

Корректировка дидактических комплексов с учетом выбранных методов и средств интеграции образовательных процессов, учитывающих вариативность содержания образования, практико-ориентированную направленность.

Использование оптимального сочетания здоровьесберегающих методов обучения, форм и способов организации познавательной деятельности, направленных на формирование навыков ведения здорового образа жизни. Обеспечение условий для развития способностей обучающихся в процессе учебной деятельности с учетом их индивидуальных способностей и жизненных потребностей.

В процессе воспитания:

Апробация инструментария для отслеживания уровня сформированности качеств личности обучающихся. Реализация оптимальных форм воспитательной работы, направленной на создание комфортных условий пребывания в школе. Развитие системы школьных традиций.

Совершенствование системы взаимодействия с семьями учащихся на основе индивидуального подхода.

В методическом обеспечении:

Обеспечение условий повышения квалификации педагогических кадров, укрепление связей с ВУЗами, ССУЗами и другими организациями. Развитие форм методической работы в профессиональных объединениях, мотивирующих педагогов к самообразованию. Внедрение современных педагогических и информационных технологий в учебный процесс с целью личностно-ориентированного обучения.

Организация и проведение конкурса на лучший учебно-методический комплекс.

В развитии материально-технической базы: обновление кабинетов учебно-методической и дидактической базы библиотеки и кабинетов школы, приведение ее в соответствие с государственными требованиями к содержанию начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Оснащение оборудованием учебных кабинетов для проведения лабораторных и практических занятий по географии, химии и биологии.

 

 

3 этап. Обобщающий (рефлексивный 2017-2018 учебный год):

Подведение итогов и анализ результатов реализации программы, подготовка текста новой Программы развития.

Цель этапа – анализ результатов реализации второго этапа Программы развития, корректировка и апробация скорректированной программы, обеспечивающей выполнение миссии: предоставления условий для обеспечения равных возможностей всем категориям детей для получения начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования для получения последующего образования и самообразования.

Основные задачи и направления деятельности:

В системе управления:

Корректировка программы развития по результатам реализации двух этапов.

Исследование динамики изменения социального заказа на образовательные услуги с целью определения дальнейших перспектив развития.

Корректировка организационной структуры управления в соответствии с результатами, полученными на первых этапах реализации программы.

Корректировка учебного плана с учетом особенностей образовательного процесса в соответствии с результатами, полученными на первых этапах реализации программы развития.

Отбор параметров мониторинга, определяющих уровни сформированности качеств личности учащегося и уровня его образованности.

В содержании образования:

Обеспечение качества образования на основе обновления содержания образования, реализации личностно-ориентированного подхода с учетом специфики развития школы и изменяющихся потребностей населения.

В содержании обучения:

Внедрение в образовательный процесс современных учебно-методических и дидактических комплексов, учебных пособий, в т.ч. и основанных на информационных технологиях.

Разработка и внедрение средств поддержки и сопровождения продвижения учащихся на основе осуществления проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.

Формирование банка используемых в образовательном процессе новых педагогических и информационных технологий.

В процессе воспитания:

Разработка методического обеспечения воспитательной работы классных руководителей в соответствии с задачами формирования общей культуры обучающихся, развития их гражданственности, патриотизма, готовности к самопознанию и самоопределению, трудовой деятельности.

Создание технологии взаимодействия с семьями учащихся на основе индивидуального подхода.

В методическом обеспечении:

Формирование банка данных методического обеспечения индивидуальных программ обучения, направленных на коррекционную работу с учащимися, имеющими пробелы в знаниях и на работу с обучающимися, которые занимаются по индивидуальным планам (одаренными детьми).

Формирование банка материалов для информационно-методического обеспечения самообразования начинающих педагогов.

В развитии материально-технической базы:

Оснащение рабочих мест администрации школы компьютерной техникой.

Оснащение учебных кабинетов с учетом возможностей бюджетного и внебюджетного финансирования.

 

 

 

9. Управление программой.

Управление реализацией, корректировка программы осуществляется администрацией школы, педагогическим советом школы, методическим советом, педагогическим коллективом в соответствии с планом мероприятий по реализации Программы развития. (Приложение №1)

Организационная структура управления – это способ распределения полномочий и ответственности за выполнение управленческих функций между субъектами, регулярное воспроизводство связей и отношений. Одной из задач программы развития школы является плавный переход от существующей линейно – функциональной структуры управления к структуре матричного типа. (Приложение №2)

Причиной данного перехода можно считать большое количество нестандартных задач, стоящих перед школой, требующих совместной работы различных подразделений в их реализации. Создание матричной структуры позволит существенно повысить гибкость управления, что приведет к более эффективному использованию как материальных, так и человеческих ресурсов.

Необходимым органом управления является Совет школы, целью деятельности которого станет привлечение дополнительных финансовых потоков для реализации программы развития школы, контроль за расходованием и целевым использованием средств, разработка программ и проектов, направленных на поддержку лучших участников образовательного процесса.

Полноправным участником в управлении школой является совет старшеклассников, который обеспечивает соучастие школьников в управлении образовательным учреждением и развитие социальной активности учащихся.

За период реализации Программы развития школы методическая работа должна перейти в научно – методическую, посредством стимулирования экспериментальной работы педагогов, системы психолого – педагогического мониторинга образовательного процесса, создания системы компьютерного мониторинга всего образовательного процесса.

 

10. Финансовое обеспечение программы.

Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: местный бюджет и дополнительные привлеченные средства (спонсорские средства, доходы от дополнительных услуг, добровольные пожертвования, средства).

 

11. Принципы реализации программы.

Реализация программы строится на следующих принципах:

                        программно-целевого подхода, который предполагает единую систему планирования и своевременное внесение корректив в планы;

                        преемственности данной программы развития и Программы развития образовательного учреждения, реализованной в 2009-2014 годах;

                        информационной компетентности участников образовательного процесса;

                        вариативности, которая предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;

                        включения в решение задач Программы развития всех субъектов образовательного пространства.

 

 

12. Ожидаемые результаты реализации Программы развития школы.

В результате реализации Программы предполагается обеспечить следующие социально-экономические эффекты:

                        Оптимальное и эффективное развитие познавательных способностей личности учащихся, так как содержание образования по экспериментальным учебным курсам, спецкурсам, учебникам и учебным пособиям, реализуемых по современным моделям обучения и технологиям развивает природные способности ребенка.

                        Формирование и развитие творческого потенциала личности учителя и учащегося, ориентация на личностно-ориентированное, индивидуальное эффективное обучение учащихся и рост профессионального мастерства учителя через модернизированную модель методической службы.

                        Формирование школьной модели оценки качества предоставляемых образовательных услуг.

                        Повышение конкурентоспособности и эффективности деятельности школы, обусловленное повышением качества кадрового потенциала и эффективностью использования трудовых ресурсов.

                        Укрепление материально-технической базы здания школы. Повышение эффективности использования бюджетных средств в школе.

                        Повышение доступности, качества, открытости деятельности школы для всех заинтересованных сторон; внедрение принципов государственно-общественного управления; модернизация технологической и социальной инфраструктуры школы.

                        Обеспечение эффективного доступа школы к федеральным и региональным образовательным информационным ресурсам.

                        Воспитание нравственности, патриотизма, гражданских позиций.

                        Обеспечение эффективного взаимодействия и повышения воспитательного потенциала семьи, школы и общественных организаций.

                        Обеспечение условий, гарантирующих сохранение здоровья детей, защиту прав личности, психологический комфорт и безопасность участников образовательного процесса.

                        Формирование нового поколения преподавательского состава в необходимом количестве и соответствующей квалификации.

                        Формирование гибкой системы непрерывного профессионального образования, способствующей профессиональному, карьерному и личностному росту граждан.

                        Внедрение социального партнерства в образовании.

                        Организация тьюторской модели управления, создание системы поддержки педагогов, направленной на развитие индивидуального стиля педагогической деятельности, повышение методической, психологической, исследовательской, технологической культуры общения.

 

 

13. Контроль исполнения Программы развития.

Контроль исполнения Программы развития школы будет обеспечен следующими организационно-управленческими действиями:

                        Организационная деятельность педагогического коллектива по реализации основных целей и задач Программы;

                        Анализ результатов этапа в реализации Программы и корректировка задач и основных направлений программы через текущее и ежегодное планирование;

                        Корректировка программных мероприятий на всех уровнях внутришкольного управления;

                        Ежегодное подведение итогов реализации этапов Программы;

                        Определение уровня соответствия реального и нормативного состояния деятельности общеобразовательного учреждения;

                        Анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы.

                        Фиксация созданных прецедентов образовательной практики и их закрепление в локальных нормативных актах школы.

Учитывая, что успех реализации Программы частично зависит от внешних факторов, мы осознаем возможные риски, которые не позволят реализовать программу в полном объеме, и предлагаем пути их минимизации.

 

Риски

Пути, методы минимизации

Социально психологический аспект.

Сопротивление родителей и педагогов проводимым мероприятиям в силу сложившихся стереотипов общественного мнения

Разъяснительная работа с населением, проведение специальных рекламных компаний, издание печатного органа школы, привлечение общественности к соуправлению образовательным процессом, вовлечение родителей в деятельность школы. Повышение педагогического мастерства педагогического коллектива

Финансово экономический аспект.

Недостаточное финансирование реализации Программы развития

Работа попечительского совета образовательного учреждения, Совета школы по привлечению внебюджетных источников финансирования.

Организационно-управленческий аспект.

Рассогласование целей и результатов программы

Определение четких сроков, отслеживание и корректировка основных этапов реализации программы. Регулярный анализ промежуточных результатов и их связей с основными целями. Трехсторонняя система контроля (администрация, совет школы, общественность).

 

 

Приложение №1 План мероприятий по реализации Программы развития.

 

Целевое назначение

Содержание

Ожидаемые результаты

Финансирование

 

 

 

 

 

Реализация подпрограммы «Красота спасет мир»

ответственные: зам. директора по УВР, зам. директора по ВР.

Создание благоприятных условий для раскрытия и самораскрытия, развития и саморазвития, реализации и самореализации познавательных и творческих способностей обучающихся

Закрепление и развитие школьных традиций.

Повышение рейтинга школы. Создание системы школьного самоуправления на всех ступенях обучения.

Разработка методического обеспечения воспитательной работы классных руководителей в соответствии с задачами формирования общей культуры обучающихся.

Создание технологии взаимодействия с семьями учащихся на основе индивидуального подхода. Апробация инструментария для отслеживания уровня сформированности качеств личности обучающихся. Реализация оптимальных форм воспитательной работы, направленной на создание комфортных условий пребывания в школе.

Реализация проекта требует выделения средств на:

-привлечение специалистов из учреждений культуры и организацию экскурсий;

-организацию и оформление общешкольных мероприятий;

-совершенствование материальной базы воспитательного процесса;

-финансирование участия детей в районных, республиканских, региональных и всероссийских мероприятиях и конкурсах.

 

 

 

Реализация подпрограммы «Информатизация образовательного процесса»

ответственные: директор Цуроева А.С,зам. директора по УВР Кодзоева З.А., Шадыжева П.Х., зам. директора по ВР Гетогазова Х.А.

Создание информационной образовательной среды.

Внедрение информационно коммуникативных технологий в образовательный процесс.

Обеспечение возможности использования Интернет ресурсов, сетевого взаимодействия в процессе обучения.

Совершенствование материально - технической базы информатизации образовательного процесса.

Использование информационных технологий для совершенствования системы управления школы.

Создание системы компьютерного мониторинга всего учебно-воспитательного процесса.

Организация мультимедиа класса, в котором будут проходить не только уроки информатики, но и занятия по другим предметам, а также дополнительные занятия и курсы. Подключение его к сети Internet.

Сформировать у учеников школы, умение владеть средствами и методами новых информационных технологий на уровне, достаточном для продолжения обучения в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

Повысить уровень освоения ИКТ в управлении школой.

Модернизировать материально-техническую базу. Увеличение числа педработников, использующих информационные технологии в образовательном процессе. Установление системы внешних связей посредством ИКТ.

Организация и проведение компьютерного тестирования при подготовке учащихся к ЕГЭ.

Организации творческой группы учащихся для обслуживания и обновления школьного сайта.

Реализация проекта требует выделения средств на:

- курсовую подготовку педагогов к использованию ИТК в образовательном процессе;

-средства для укрепления МТБ школы с целью создания возможностей использования современных информационных технологий;

-средства на создание мультимедиа кабинета;

-введение ставок для технического обслуживания компьютерной техники. -приобретение программного обеспечения по различным учебным дисциплинам, интерактивных досок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-   Закон Российской Федерации «Об образовании»;

-   Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.;

-   Стратегия социально-экономического развития Республики Ингушетия до 2020 г.;

-   Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;

-   Приоритетный национальный проект «Образование»;

-   Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального, общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004г. №  1089;

-   Концепция развития системы образования Республики Ингушетия  «Новая школа »;

-   Стратегия развития государственной системы образования  с.п.Экажево до 2020 года

 

ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ:

-   сохранение учебной мотивации (психологическое тестирование);

-   переход к компетентностному подходу в учебной деятельности (мониторинг индивидуальных достижений);

-   развитие творческих способностей школьников (мониторинг индивидуальных достижений);

-   учет индивидуальных достижений (портфолио достижений);

-   осознанный выбор жизненной карьеры (психологическое тестирование);

-   уровень воспитанности;

-   ценностные ориентиры и ценностные отношения;

-   здоровье школьников (мониторинг физической подготовленности и физического развития обучающихся);

-   благоприятный психологический климат в ученических 

коллективах (психологическое тестирование);

-   создание единого информационного пространства школы (медиатека, школьный сайт, мониторинг использования программных продуктов)

Дополнительные критерии:

-   повышение качества знаний (анализ школьной документации);

-   положительная динамика побед школьников в различных интеллектуальных и творческих конкурсах (анализ результатов предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов, участия в конференциях, творческих конкурсах, спортивных соревнованиях);

-   повышение интереса к инновационной деятельности школы в профессиональном сообществе (проведение семинаров, круглых столов, публикации по проблемам инновационной деятельности)

ПРОЕКТЫ:

«Качество образования для качества жизни»,»Наш любимый урок-физкультура» «Педагогическое мастерство»,   «Быть с веком наравне», «Дорогою добра» программа духовно-нравственного развития и воспитания

ХАРАКТЕРИСТИКА ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

 

В соответствии с Лицензией школа реализует программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, с 2011 года программу дошкольного образования.  В основе образовательного процесса – программы базового уровня, рекомендованные Министерством образования Российской Федерации, на реализацию которых отводится время, указанное в Базисном учебном плане. Программы адаптированы к условиям школы.

Учебный план школы складывается на основе сочетания федерального и регионального компонента, компонента образовательного учреждения, что позволяет создать оптимальный уровень общей учебной нагрузки обучающихся. Перечень обязательных для изучения учебных предметов для каждой ступени обучения полностью реализуют Федеральный государственный образовательный стандарт образования, и обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации. При составлении учебного плана соблюдается преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной учебной нагрузки на ученика не превышает предельно допустимого. Учебный план удовлетворяет потребности обучающихся всех возрастных групп, предоставляет возможность изучать предметы на базовом уровне